Чек-лист для франчайзи от «Папа Джонс»: на что смотрят партнёры по франшизе
Франшиза – возможность быстро начать бизнес для тех, кто давно хотел попробовать себя в роли предпринимателя, но не обладает детальным пониманием специфики. Модель бизнеса позволяет избежать многих рисков и сэкономить как время, так и деньги. Однако, чтобы предприятие начало приносить прибыль, франчайзи должен много работать и быть вовлечённым во все бизнес-процессы. Так как в интересах владельцев бренда – успех будущего партнёра, каждый кандидат на покупку франшизы обязательно проходит собеседование.
Надежда Турбанова, директор по франчайзингу сети пиццерий «Папа Джонс» в России, рассказывает о том, на что обычно обращают внимание в компании, а также какие характеристики являются ключевыми для успешной покупки франшизы.
Место жительства и вовлеченность
Для владельца бренда важно, чтобы будущий партнёр по франшизе был максимально вовлечен в управление на месте. Поэтому даже если франчайзи – сторонник инвестиционного подхода и принимать непосредственное участие в изготовлении продукции не планирует, он должен контролировать все бизнес-процессы. А значит, желательно проживать в городе, где планируется покупка франшизы. Это – первый момент, на который компания обращает внимание при рассмотрении кандидатов.
Возможность лично контролировать все процессы играет важную роль и при взаимодействии с командой. Не важно будет она собрана с нуля или у франчайзи уже есть на примете те, кто готов влиться в бизнес – контроль за соблюдением стандартов качества и постоянная мотивация будут необходимы в любом случае. И обеспечить их можно только находясь в том же городе, где открывается франшиза.
Личное общение и потребность в информации
Оценить кандидата невозможно без личного общения. Только так можно узнать потребность человека в информации, его ожидания, и понять, что бренд сможет предложить в том или ином городе. Например, планирует ли человек развивать франшизу на эксклюзивных правах – когда вся сеть в городе принадлежит одному предпринимателю, – или открыть одну точку; понимает ли он отличие бренда от конкурентов. Также это возможность оценить, есть ли у «соискателя» команда, опыт, помещение на примете, какой у него подход к делу – и многое другое. Поэтому те кандидаты, которые пытаются избежать личного общения, пытаются узнать всё по переписке или надеются, что простой анкетой общение с франчайзером закончится, могут не дойти до этапа собеседования.
Понимание стандартов и готовность инвестировать
Важно, чтобы ещё на этапе собеседований потенциальный покупатель был знаком с тем, чем занимается компания, в общих чертах понимал, в какую сферу он идёт и чем выбранный бренд отличается от локальных. Потенциальные покупатели франшизы также должны быть готовы инвестировать в бизнес не только деньги, но и своё время. И первое, с чего начинают франчайзи – это обучение. Такой подход со стороны старшего партнёра даёт возможность донести суть основных бизнес-процессов и помогает разобраться с постулатами бренда, которым в дальнейшем нужно чётко следовать.
Собственные и заёмные средства
Любое участие заёмных средств меняет финансовую модель, а значит, окупаемость франшизы может происходить дольше. Конечно, это не значит, что к кредитованию нельзя обращаться совсем, но лучше если заёмных средств будет не более 10% от стоимости проекта. На них, к примеру, можно взять в лизинг автомобили или купить в рассрочку мебель – в зависимости от направленности компании. Однако серьезные займы на половину стоимости проекта одобряются франчайзерами очень редко.
Также стоит учитывать, что каждый потенциальный покупатель проходит специальную «проверку безопасности». Если выясняется, что он – заёмщик со стажем, компании будет необходимо понять, насколько его предыдущие займы были вовремя возвращены и не было ли каких-то серьёзных долговых обязательств. Это – одна из причин, по которой к кандидату могут отнестись с осторожностью или даже отказать в покупке.
Опыт в рассматриваемой сфере
Конечно, всегда лучше, когда франшизу покупают обладатели предпринимательской жилки, которые осознают, с чем будут иметь дело. Но сегодня всё больше потенциальных партнёров не имеют подобного опыта. И крупные компании, которые могут похвастаться сильным головным офисом, это не пугает: обычно в их штате есть специалисты в самых разных департаментах, что даёт возможность оказывать консультативную помощь по большому спектру направлений.
Однако нередко опыт работы в той сфере, которая является для компании ключевой, является обязательным. Например, для открытия пиццерии по франшизе многие требуют опыт работы в общепите, и так далее. В остальном же будущий бизнесмен сможет сэкономить годы жизни, приобретя весь недостающий ему опыт за счёт своего старшего партнёра.
Честность и конверсионный франчайзинг
Нередки случаи, когда потенциальный покупатель франшизы занимается конкурирующим бизнесом. Это не преграда для владельцев бренда, но отношение к соискателю становится очень аккуратным. Если это – конверсионный франчайзинг, когда предприниматель понимает, что федеральные игроки скоро придут в его город, и пытается примкнуть к одной из крупных сетей – это одно. Но есть сценарии, когда люди пытаются получить информацию нечестным путём. Поэтому, если у вас есть другой бизнес в этой же сфере – будьте готовы к расспросам и особому вниманию во время собеседования.
Любой франчайзинг подразумевает работу, и результат будет, если только бизнесмен вовлечён на все сто процентов, либо есть команда, которой можно доверять. И подход «сегодня куплю, а завтра – всё пойдёт в гору», неправильный. Даже если бренд известен и имя делает своё дело, нужно усердно трудиться, чтобы развивать дело и, в конечном счёте, завоевать репутацию в конкретном городе.
Автор статьи: Надежда Турбанова, директор по франчайзингу сети пиццерий «Папа Джонс» в России.
Источник: