Драма сестер Хачатурян: судить нельзя помиловать
Правозащитники и адвокаты ломают головы, какой выбор следует сделать в этом нашумевшем убийстве.
На этой неделе (28 сентября) должно состояться очередное заседание суда, который в итоге должен будет наконец вынести приговор трем сестрам, подозреваемым в убийстве собственного отца, Михаила Хачатуряна.
А накануне старших из сестер — Крестину (так по паспорту) и Ангелину Хачатурян — вернули в СИЗО из института имени Сербского после проведения психиатрической экспертизы, которая признала их вменяемыми.
Что касается самой младшей — Марии, то она признана невменяемой и переведена в больницу следственного изолятора, где будет дожидаться решения суда о направлении на принудительное лечение.
Напомним, что сестер арестовали 2 августа по подозрению в убийстве своего отца, тело которого с 36 колото-резаными ранениями было обнаружено в конце июля на лестничной клетке жилого дома на Алтуфьевском шоссе.
По словам девушек, они пытались себя защитить, так как подвергались постоянному насилию со стороны отца, в том числе сексуального характера. По версии следствия, убийство было спланировано девушками заранее.
В связи с тем, что это ЧП получило широкую огласку и соответствующий резонанс, ответственный секретарь Общественной наблюдательной комиссии (ОНК) по Москве Иван Мельников накануне слушаний по громкому делу провел пресс-конференцию, в ходе которой ответил на многочисленные вопросы журналистов.
По его словам, члены ОНК неоднократно проверяли условия содержания девочек как в ИВС при УВД по Северо-Восточному административному округу, в который в первые дни были помещены девочки, так и в Следственном изоляторе №6, где они сейчас содержатся. При этом, отметил Мельников, правозащитники не могли проигнорировать тот факт, что «девочкам тяжело эмоционально очень».
Выяснилось, например, что в связи с семейными передрягами две девочки не ходили в школу, были всего семь раз за прошедший учебный год. И это происходило вопреки желанию сестер поступить в вуз и выучиться на психологов.
«Это большой показатель того, что они хотели что-то менять, что-то было очень сложно у них в семье», — считает Мельников.
Кроме того, по его словам, девочки рассказывали просто страшные вещи. Так, согласно установленному в доме порядку, отец звал дочерей звоночком, на который те обязаны были откликаться, чтобы выполнить его очередную прихоть — принести воды, закрыть окно или еще что-то сделать.
В случае невыполнения отцовских требований девочки систематически избивались тираном. А в школу, как выясняется, они чаще всего не ходили по одной простой причине — отец не пускал их туда, боясь, что вскроются какие-то побои, потому как они были в том числе видимыми.
Представители Общественной палаты, только узнав о случившемся, выехали в изолятор временного содержания, связались с аппаратом уполномоченного при президенте РФ по защите прав ребенка. Сотрудники оперативно отреагировали — уже на следующий день был подготовлен запрос в Прокуратуру города Москвы.
«Что касается действия либо бездействия органов, которые должны были этим случаем заниматься, сейчас все это проверяется и находится под контролем уполномоченного по защите прав ребенка в Российской Федерации», — отметил Иван Мельников.
Рассказывая об условиях содержания девочек, представитель Общественной палаты России сообщил, что Следственный изолятор №6 представляет в основном камеры под 40 человек и с целью оградить девчонок от негативного влияния среды, руководство следственного изолятора пошло навстречу правозащитникам, удалось поместить девчонок в четырехместные камеры, где им также оказывается надлежащая медицинская помощь.
«В камерах есть холодильники, телевизоры, удалось передать все необходимые вещи девчонкам», — также проинформировал представитель ОП.
Кроме того, не только эта работа ведется правозащитниками. 20 августа состоялось слушание апелляции по делу сестер Хачатурян. Защитники девушек пытались обжаловать их содержание под стражей сроком на два месяца до оглашения окончательного приговора и заменить его домашним арестом. Единственное, чего смогли добиться адвокаты, по словам одного из них, Алексея Паршина, — 57-летнему Михаилу Хачатуряну, в убийстве которого подозревают дочерей, будет назначена посмертная психолого-психиатрическая экспертиза, которая, возможно, поможет доказать психические расстройства убитого.
Как бы там ни было, страсти вокруг этого «странного» убийства день ото дня разгораются с новой силой. Одни защищают сестер, называя их рабынями, другие, мягко говоря, совершенно их не оправдывают, считая, что убийцы должны сидеть в тюрьме. Какое решение в итоге примет суд и чем кроме Уголовно-процессуального кодекса он будет руководствоваться, покажет ближайшее время.
КСТАТИ
По словам источника в правоохранительных органах, девушки утверждают, что их отец, находясь под действием наркотиков, первый напал на них с ножом и им пришлось защищаться. При этом, согласно тем же данным, младшая сестра, учащаяся 11-го класса, нанесла Михаилу Хачатуряну не менее 35 ударов ножом в область шеи и тела. Две другие девушки наносили погибшему удары по голове и брызгали ему в лицо из перцового баллончика, после чего одна из сестер выхватила из рук младшей нож и нанесла отцу удар в область сердца. После совершения убийства самая младшая из сестер, Мария, позвонила в полицию и рассказала о случившемся.
Источник: