Как построить успешный образовательный бизнес в России и выйти на международный уровень
Радмир Ганиев и Рустам Багаутдинов, сооснователи образовательного центра «Абакус» и STEM-школы «Robooky», рассказывают свою историю успеха построения образовательного бизнеса в России и делятся ценным опытом.
Как мы пришли к идее бизнеса в сфере образования
Осознание того, что в образовании нужно что-то менять, приходит к каждому, кто после 15 лет обучения в школе и университете начинает самостоятельную жизнь: устраивается на работу, обустраивает свой быт и постепенно «встает на рельсы» своего собственного жизненного пути. Именно в момент перехода из стадии обучения к стадии самостоятельной жизни ощущается большой разрыв между тем, что дает нам образование, и тем, чего в действительности требует жизнь. И, увы, тех знаний, что мы получаем в школе, недостаточно для того, чтобы мы могли быть успешными в «школе жизни», а ведь именно за новыми навыками, будущими победами, реализацией личного и творческого потенциала и становлением собственного «Я» мы когда-то приходим в первый класс.
Вот почему мы решили пойти в сферу образования и создали международные сети образовательных услуг «Абакус-Центр» и «Robooky». Первое осознание того, что хочется быть полезным миру и помогать следующим поколением пришло в студенческую пору. Методом личных проб и ошибок мы пришли к выводу, что мир быстро меняется и почти любое знание, которое преподают, может оказаться бесполезным в реальной жизни. Мы поняли, что все, что действительно нужно дать детям, — это инструменты, с помощью которых они смогут реализовать себя в жизни и через 10, и через 20 лет. На старших курсах мы уже представляли, что когда-нибудь откроем свою школу: место, где дети будут учиться именно тому, что действительно важно.
Первые шаги к мечте
После того, как в 2013 г. мы успешно окончили УГНТУ (Уфимский Государственный Нефтяной Технический университет) и устроились в транснациональные нефтегазовые компании в Москве, на одной из азиатских международных конференций Рустам узнал о методике, которая развивает умственные и творческие способности, помогает раскрыть потенциал ребенка. Хоть программа и носила сложное название «ментальная арифметика», это было именно то, что нужно! Мы буквально загорелись идеей внедрить уникальную методику в наше образование, поэтому тут же решили, что будем распространять это знание и в России.
Так в 2015 году появился первый Абакус-центр в Москве. Делать начальные шаги оказалось не так просто. Ментальная арифметика недавно пришла в Россию из Азии, о бешеной популярности еще и речи быть не могло. Хороших преподавателей найти было сложно, и поэтому нам, молодым предпринимателям, пришлось искать международных экспертов по ментальной арифметике, чтобы на качественном уровне внедрить новое направление в образовательной сфере в России. Первые занятие проводились в нескольких комнатах в столичных школах, ну а первые уроки проводились самостоятельно, по зарубежным пособиям.
Нам повезло — нас окружали единомышленники, вместе с которыми мы привлекли первые инвестиции (500 тыс. руб., пошедших на печать первых авторских книг) и учредили ООО “Траст” (от английского — доверие), которое и по сей день отражает нашу основную ценность, без которой невозможно никакое образование. Доверие между бизнес-партнерами, доверие родителей к преподавателям и их методам, доверие между учеником и учителем.
Следующим шагом стал наш окончательный уход с наемной работы и полное посвящение себя своему любимому делу – образованию. Теперь фокус направился на развитие компании: появилась первая интеллектуальная образовательная платформа для детей по ментальной арифметике, где дети смогли делать домашние задания, а родители и учителя следить за их прогрессом согласно выбранному индивидуальному траекторию развития.
Интересно, что на маркетинг первое время не тратилось ровным счетом ничего, но новые клиенты приходили каждую неделю. Единственным инструментом, дававшим поток клиентов, был канал на Youtube (а как заработать на Ютуб?). В Рунете на тот момент не было видеоконтента про ментальную арифметику, мы это использовали и заговорили про такое образование первыми, поэтому и в органическом поиске в сети стали лидерами. Каждую неделю мы выпускали новое видео – рассказывали про обучение счету на абакусе, специальных деревянных счетах. Первые видео сейчас насчитывают уже около 600 000 просмотров.
Бурный рост и выход за рубеж
Чего мы тогда точно не предвидели, так это настолько быстрый выход бизнеса за пределы родной страны. Абакус-центр запустил несколько партнерских программ и начал обучение в разных городах и странах. Но уже через несколько месяцев мы четко осознали: то, что международные специалисты предлагают внедрять в программу обучения, в нашей стране работает не совсем эффективно. Большая разница в менталитете и в структуре школьных образовательных программ давала о себе знать. Стало очевидно, что нам нужна уникальный подход, который идеально подойдет детям из России и СНГ и в то же время возьмет все лучшее от восточных и западных методик ментальной арифметики. Для этого был систематизирован весь наш багаж опыта и знаний, привлечены сильные методисты и запланированы путешествия по Европе и Азии, чтобы увидеть, как работают образовательные программы для детей в разных уголках мира.
Так, цель создания уникальной методики для полноценного детского развития привела компанию сначала к западным (немецким) методикам по развитию мозга через тело, а позже Абакус-Центр познакомился с Дэвидом Ляо, который в 1993 году сделал ментальную арифметику эффективной развивающей образовательной программой и основал крупнейшую в мире Ассоциацию ментальной арифметики PAMA Global. К 2016 году у нас уже окончательно оформилась собственная методика обучения, гибкая, обновляемая, полезная для ребенка, эффективная в России и странах СНГ и, что немаловажно, масштабируемая. Именно этот фактор в совокупности с желанием развиваться по всей стране навели нас на мысль о создании франшизы. Тогда же и появились первые партнеры, которые открыли образовательные центры под брендом «Абакус».
Выход на международный рынок – это отдельная история. Без предварительной подготовки и бюджета сложно иметь успех. Если смотреть глобально, то рынок стран СНГ очень похож на рынок России: не требуется переводить на другой язык учебники, менталитет преподавателей и руководителей похож на наш. Во многих среднеазиатских республиках есть большое уважение к России и тому делу, которым мы занимаемся. Рынок Европы – совсем другой мир. В европейских странах много школ дополнительного образования и поддержкой государства. Поэтому, чтобы выделиться, нужен совершенно особенный продукт и продуманный маркетинг. Сайты, буклеты, учебные материалы нужно переделывать, подстраиваясь, в том числе, под социокультурные особенности страны.
Крайне важно проводить исследование рынка страны, на который вы планируете. Например, в рамках нашего исследования мы поняли, что на рынке Чехии, народ очень консервативен и поэтому много раз проверяли образовательную компанию и компетентность педагогов. А вот в Словакии государство вкладывается в дополнительное и детское образование, поэтому коммерческие компании там работают только в партнерстве с государством. И стоить помнить, что на рынке Европы, да и в Америке, российские компании недооценены из-за информационно-политической напряженности. Поэтому при выходе на эти рынки нужно изначально показать свой статус международной, а не только российской компании – для этого зарегистрируйте свою фирму в одной из нейтральных стран.
Новое направление
Нужно понимать, что рынок дополнительного образования растет: за 2016 в России оборот денежных средств за услуги по дополнительному образованию составил 130 млрд. рублей, а прирост к 2017 г. равнялся 3.9 млрд. рублей. В итоге общий оборот в этой сфере вышел на уровень в 133.9 млрд. рублей. В последующие 2-4 года ожидается рост в год 2-3% и уже к 2021 оборот в секторе дополнительного и альтернативного образования дорастет до цифры в 149,2 млрд. рублей, из которых 25,4 млрд. рублей будут приходиться на курсы частных учреждений.
Однако мы осознавали, что в технических знаниях и их проектной реализации на практике наша страна, к сожалению, сильно отстает. Знания же иностранных специалистов в области инжиниринга и грамотная их реализация в технических проектах произвели на нас впечатление. Возможно, это стало одной из причин, почему мы взглянули на STEM-образование (между собой мы называем его техническим творчеством) и сразу решили с предыдущего проекта накопленные деньги вложить в это направление.
Наша команда обучилась у STEM-специалистов детского технопарка при Массачусетском Технологическом Университете и в 2015 г. мы создали свою Школу инжиниринга и робототехники ROBOOKY, где детей в доступной и интересной форме знакомят с наукой, техникой и проектированием. На занятиях ученики развивают инженерное мышление, осваивают азы программирования, создают настоящих роботов, а также учатся пользоваться приобретенными навыками и знаниями в повседневной жизни. Наши ученики после каждого урока инжиниринга уносят с собой свое изобретение, а также прихватывают под мышкой желание развиваться, узнавать что-то новое и создавать что-то полезное в этом мире.
И опять первые уроки мы проводили сами: устраивали мастер-классы, семейные дни и летние лагеря. Наш труд не замедлил дать плоды: к концу 2017 году в России насчитывалось уже около 18 образовательных центров Robooky, а в 2018 г. STEM-классы открылись в 35 образовательный школах в 5 странах мира по модели франчайзинг.
Немного цифр
Приведем оборот наших проектов:
-
2015 — оборот Головной компании до 1 млн. руб/в год.
2016 — оборот Головной компании более 10 млн руб/в год. Оборот всей сети (38 центров, 2000 детей) — 6 млн. руб/ месяц.
2017 — оборот Головной компании более 20 млн/в год. Оборот всей сети (93 центров, 7000 детей) — 28 млн. руб/ месяц более 15 млн руб. (около 20 млн если брать и наличку, а так если проверят по р/с что легко делается то 15 с чем-то).
2018 – оборот Головной компании более 30 млн/в год. Оборот всей сети (250 центров, 15000 детей) — 45 млн. руб/ месяц.
Что же все-таки самое важное
Уверены, при построении образовательного бизнеса главное — искренность основателей. Ведь если мотивация только финансовая, то эти сложности на пути развития компании просто не преодолеть. И, конечно, если человек искренне делают свою работу, то это чувствуют клиенты, родители, дети и заряжаются положительным настроем вместе с нами.
Нам понадобилось 3 года, чтобы Абакус-центр превратился в сеть из 250 центров ментальной арифметики. В самом начале пути никто и не думал о таком масштабе, а сегодня молодой компании действительно есть чем гордиться: тут ежегодно обучается более 15000 детей из 13 стран мира, среди них и чемпионы международных соревнований, и «звезды» телевизионных передач на федеральных каналах страны. А преподаватели и партнеры каждый год повышают свою квалификацию в Китае, США, Канаде, Германии и Англии, обогащая программу разнообразными практиками.
Но главное — у каждого, кто работает в Абакус-Центре, по-прежнему горит огонь в глазах, потому что мы все твердо верим, что можно и нужно менять жизни людей к лучшему через образование и новые знания.
Источник: